Перевозки контейнеров:восстановление и трансформация

Фото: goodfon.ru

Весенний локдаун, вызванный коронавирусными ограничениями, негативно отразился на работе российского и мирового контейнерного рынка, приведя к прерыванию прежних цепочек поставок, простаиванию контейнерного парка, снижению фрахтовых ставок и сокращению объемов перевозок. В сентябре контейнерооборот стал восстанавливаться, но этот процесс протекал неравномерно в разных регионах, что вызвало трансформацию рынка.

Российский рынок в значительной мере отразил мировые тенденции, но также находился под влиянием политики государства, в частности введения субсидий на транзитные железнодорожные перевозки на западно-восточном направлении. Заметной тенденцией развития отечественного контейнерного рынка 2020 года в результате стал рост железнодорожного транзита. Перевалка контейнеров в морских портах России за 9 месяцев текущего года сократилась на 2%, но фактически снижение показателя было характерно только для портов Балтики, тогда как контейнерооборот портов остальных бассейнов вырос.

Галина Музлова

Мировой рынок: неравномерное восстановление

По данным компании Maersk, глобальный рынок контейнерных перевозок в I квартале 2020 года сократился на 4,7%. Основная причина падения заключалась в прерывании цепочек поставок в торговле между Востоком и Западом из-за введенных в связи с пандемией ограничений. Так, объемы контейнерных перевозок на направлении Восток – Запад в I квартале сократились на 5,7%, европейский импорт из Китая – на 16%.

Снижение объемов перевозимых грузов вызвало простаивание парка контейнеров: например, по состоянию на май 2020 года у компании Maersk простаивало 10% парка, это самый высокий показатель за 10 лет. Морские судоходные операторы стали отменять рейсы и объединять маршруты, чтобы сократить потери в условиях падения спроса. Например, только за одну неделю апреля число «замороженных» или отмененных рейсов в мире увеличилось с 45 до 212, наиболее заметно сократился контейнеропоток на маршруте Азия – Европа.

Физические объемы перевозок грузов в контейнерах продолжали падать во II-III кварталах 2020 года, но в третьем квартале глобальные контейнерные операторы объявили о росте прибыли, что указывает на рост ставок морского фрахта, вызванный в свою очередь ростом спроса на перевозки. К началу октября ставки на перевозки контейнеров из Китая в порты Северной Европы выросли вдвое по сравнению с 2019 годом и достигли $1149/TEU.

При этом эксперты указывают на неравномерный рост спроса по географическим направлениям перево-зок. Например, по данным Container Trade Statistics, в августе 2020 года по сравнению с аналогичным периодом 2019 года в целом по мировому рынку контейнерооборот вырос на 1,5%. При этом импорт в контейнерах из Азии в Северную Америку увеличился более чем на 12%, тогда как перевозки в обратном направлении упали на 13,8%.

Фрахтовые ставки тоже росли неравномерно: максимальные значения наблюдались на направлении через Тихий океан, в то время как между Европой и Азией они упали до минимальных значений, соответственно, были отмечены рекордные различия между показателями в разных регионах.

К причинам роста спроса на контейнерные перевозки в отдельных регионах эксперты относят переориентацию части объемов с авиационной доставки на морскую, увеличение потребности стран в гигиенических товарах, а также потребительский бум, вызванный высвобождением у населения свободных денег, не израсходованных на путешествия и другие запрещенные из-за пандемии услуги. Например, упомянутый рост контейнерного импорта из Азии в Северную Америку был обусловлен беспрецедентной переориентацией потребительского спроса в США с услуг на физические товары.

Акцент на ж/д транзит

За 9 месяцев 2020 года железнодорожный контейнерооборот в России, по данным ОАО «РЖД», вырос на 15,7% к прошлогоднему уровню, до 4,23 млн TEU. А транзит контейнеров по российским железным дорогам за тот же период увеличился почти на 50%, до 521,6 тыс. TEU, в том числе в сообщении Китай – Европа – Китай – на 60%. В июле 2020 года был зафиксирован рекорд: из Китая в ЕС было отправлено 1232 контейнерных поезда, что почти на 70% больше, чем в июле 2019 года.

Значительный рост железнодорожного транзита, по мнению экспертов, объясняется успешной конкуренцией российской железнодорожной системы с океанскими контейнерными сервисами – как по стоимости, так и по скорости доставки, – а также рос-том популярности мультимодальных маршрутов контейнерных перевозок.

В свою очередь, в успешность конкуренции российских транзитных железнодорожных контейнерных перевозок существенный вклад внесло государство: в августе 2020 года Правительством РФ были утверждены правила субсидирования транзита контейнерных грузов по железной дороге, согласно которым ОАО «РЖД» получает компенсацию выпадающих доходов от предоставления скидки на транзитную перевозку контейнеров, следующих по транзитным маршрутам в направлении Восток – Запад и Запад – Восток, соединяющим припортовые станции Тихоокеанского бассейна с Балтийским и Черным морями, а также с пунктами пропуска на границе с Финляндией, Белоруссией, Польшей и Азербайджаном.

Размер компенсации составляет от 25 тыс. до 77 тыс. рублей за грузовой контейнер в зависимости от его типа и направления транзита. При этом субсидии не касаются основного массива контейнерного транзита – через сухопутные погранпереходы Дальнего Востока на границе с Китаем и Монголией, а также через Казахстан. Всего до конца года будет субсидировано 7,5 тыс. TEU.

Данная мера в первую очередь призвана улучшить положение транзита по России относительно перевозок deepsea (через Суэцкий канал) по маршруту Китай – Европа и привести к переключению транзита на российскую территорию. Так, по оценке группы FESCO, до недавнего времени сквозная ставка по интермодальному маршруту через Владивостокский морской торговый порт не была конкурентоспособной для переключения основной части грузопотока, идущего через Суэцкий канал, на территорию России. Субсидия покрывает эту дельту и, следовательно, позволяет переключить транзитные грузы из Азии с океанских маршрутов на мультимодальные, следующие через территорию России.

Эта мера также поможет активнее задействовать российские дальневос-точные порты для доставки экспортных товаров из Китая. По оценкам STS Logistics, через эти порты переваливается не более 1,5% китайского экспорта, что находится на уровне статистической погрешности и уступает даже авиаперевозкам.

Порты: снижение на Балтике

По данным АСОП, в 2019 году объем перевалки контейнеров в морских портах РФ вырос на 4,8% по сравнению с предыдущим годом и составил 5,32 млн TEU, приблизившись к пиковому показателю 2013 года (5,35 млн TEU) (рис. 1). Для сравнения: темпы роста перевалки контейнеров в портах мира в 2019 году составляли порядка 1-2%.

Рис. 1. Динамика перевалки контейнеров через порты России за 2010-2020 гг., тыс. TEU

Источник: АСОП

Интересно при этом, что объемы перевалки контейнеров в экспортном и импортном направлениях в 2019 году были ниже уровня 2013 года на 8,8% и 9,5% соответственно, тогда как объемы перевалки каботажных контейнеров выросли на треть.

Еще одной тенденцией последних лет является рост доли порожних контейнеров в импорте через морские порты (в 2014-2019 гг. – с 1% до 7%) при одновременном снижении доли порожняка в экспорте (с 67% до 35%).

Еще одна особенность развития перевалки контейнерных грузов через российские порты заключается в разной динамике импорта и экспорта груженых контейнеров. Если импорт после достижения максимальных значений в 2013 году так и не восстановился к 2019 году, то экспорт за тот же период вырос в 2,5 раза.

За 9 месяцев 2020 года контейнерооборот в портах России сократился на 2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 3,88 млн TEU. При этом снижение общего показателя было обусловлено в основном значительным (на 9,6%) падением объемов в портах Балтийского бассейна (в том числе в порту Санкт-Петербург – на 6,9%), тогда как контейнерооборот российских портов остальных бассейнов увеличился.

Между тем ведущие операторы рынка в 2020 году демонстрируют уверенный рост: по данным экспертов, крупнейший в России контейнерный оператор Группа компании «Дело», на который приходится 40% контейнерооборота РФ, увеличил объем перевалки контейнеров на 11,2%, до 1,5 млн TEU. Консолидированный контейнерооборот морских терминалов Global Ports за 9 месяцев 2020 года вырос на 7,1% и составил 1,14 тыс. TEU.

Если говорить о территориальном распределении контейнерооборота, на долю Балтийского бассейна приходится 45,5%, Дальневосточный бассейн обработал 38,8%, на Азово-Черноморский, Арктический и Кас-пийский бассейны приходится 12,5%, 3,1% и 0,1% соответственно.

Лидером по контейнерообороту в России по итогам 9 месяцев 2020 года остается ЗАО «Контейнерный терминал Санкт-Петербург», второе место занимает АО «Первый контейнерный терминал», третье – ПАО «Владивостокский морской торговый порт». На четвертой строчке находится ООО «НУТЭП», пятерку лидеров замыкает АО «Петролеспорт».

Дальнейшие перспективы развития перевозок контейнеров через российские морские порты, безусловно, связаны с железнодорожными перевозками контейнеров, имеющими потенциал к росту. Помимо введения упомянутых выше субсидий, следует вспомнить, что майскими указами Президента РФ предусмотрено увеличение объема транзитных контейнерных перевозок по железной дороге в четыре раза к 2024 году. При этом с учетом тенденций глобального контейнерного рынка можно предположить, что наиболее быстрыми темпами будет расти грузооборот портов Дальневосточного бассейна.

Морские порты №8 (2020)