СМИ: вагоны с пшеницей уходят в порты с перебоями

В некоторых регионах РФ возникли сложности с транзитом зерна по железной дороге. Об этом газете «Коммерсантъ» сообщил источник на рынке. По его словам, в Поволжье в сторону южных портов вагоны отправляются по ежедневным лимитам, простои из-за «искусственных ограничений» доходят до месяца. Другой собеседник подтвердил, что погрузку вагонов в сторону портов Новороссийска и Туапсе ограничивают. Пока, уточняет он, речь идет о небольшом объеме грузов.

На проблемы с поставками зерна участники рынка обращали внимание еще на прошлой неделе.

Как рассказывал собеседник в крупном экспортере, таможенная служба начала задерживать грузы с пшеницей для досмотра на срок до десяти дней. Предъявлялись, в частности, претензии к весу партий.

Кроме того, были трудности при оформлении зерна на отправку по железной дороге в сторону портов Прибалтики. Этому предшествовало принятие решения об установлении квоты на вывоз пшеницы, ржи, ячменя и кукурузы в 17,5 млн тонн с 15 февраля до 30 июня 2021 года за пределы ЕАЭС. Поставки в объемах свыше квоты будут облагаться пошлиной в 50%, не менее чем €100 за тонну. В пределах квоты будет пошлина на вывоз пшеницы — €25 за тонну.

Весной погрузка по железной дороге начала затягиваться у продавцов зерна в Сибири. Тогда участники рынка отмечали, что Россельхознадзор изменил порядок выдачи карантинных и фитосанитарных сертификатов, получение которых стало растягиваться на три недели при нормативном сроке погрузки в три дня.

В Россельхознадзоре 24 декабря заявили, что со стороны службы ограничений нет. Минсельхоз обращения участников рынка в связи с увеличением сроков оформления перевозок железнодорожным транспортом также не получал.

В ОАО РЖД отметили, что в интересах компании скорейший вывоз зерна, добавив, что в декабре вводилось несколько конвенций (ограничений погрузки) на перевозку в направлении азовских и черноморских портов в связи с несвоевременной выгрузкой и скоплением груженых вагонов на припортовых станциях. К примеру, 17–19 декабря вводилась конвенция на перевозку на Азовский портовый элеватор на 100%, 17–21 декабря — на морской грузовой терминал Кавказ и Ейский портовый элеватор на 50%.

Гендиректор Института конъюнктуры аграрного рынка Дмитрий Рылько считает, что поставки зерна по железной дороге из центра и Поволжья идут на рекордных уровнях и инфраструктура работает лучше, чем обычно.

Но, поясняет эксперт, потребности рынка превышают возможности железной дороги, в результате некоторые могли получить разрешения на отправку, исполнить которые в срок не получается.

Директор «Совэкона» Андрей Сизов отмечает, что видимых причин для скопления вагонов на припортовых станциях не видно: темпы экспорта в декабре начали резко падать. Вывоз составит около 3,5 млн тонн, что на 30% ниже показателей ноября. Кроме того, есть сообщения о падении ставок аренды зерновозов, что также не соответствует информации о повышенной нагрузке на инфраструктуру, добавляет он. С начала сезона по 10 декабря Россия экспортировала 26,6 млн тонн зерна, что на 18,8% больше, чем годом ранее, сообщал Центр агроаналитики при Минсельхозе со ссылкой на данные таможни.

По словам Андрея Сизова, неформальные ограничения для транзита зерна могут вводиться с трех сторон: со стороны таможни при отправках грузов, при выдаче фитосанитарных сертификатов и разрешений на отправку вагонов. В любом случае есть риски неполучения груза в сроки, что-либо грозит штрафом за недопоставку, либо потребует затрат на оперативную замену партии, говорит эксперт. В целом, отмечает он, недавний сниженный прогноз «Совэкона» по экспорту пшеницы в 38,3 млн тонн уже выглядит слишком оптимистичным и будет пересмотрен на следующей неделе.

Фото: Артем Краснов / Коммерсантъ