Качественное развитие морского порта Ольга

Фото: Роман Гулевич

Морской порт Ольга – основа транспортно-логистической системы лесной промышленности севера Приморского края. В его состав входят 4 терминала – порт Ольга, Рудная Пристань, Пластун и Светлая. Инфраструктура порта состоит из 11 причалов общей протяженностью более 1,5 км (три в Ольге, два в Рудной Пристани, пять в Пластуне и один в Светлой). Морской порт способен принимать суда осадкой до 8 метров и длиной до 160 метров, пропускная способность – порядка 2,5 млн тонн в год.

В последнее время в порту происходят качественные изменения, способствующие росту грузооборота, развитию судоходства и повышению безопасности мореплавания.

Андрей Вайбузов, капитан морского порта Ольга ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Арктики»

Особенности терминалов и изменение структуры грузопотока

Основная специализация порта Ольга – экспорт леса и горной химии. Порядка 80% грузопотока составляет лесная продукция, около 10% – горно-химическая, остальное – рыба и прочие грузы. Показатели грузооборота порта на протяжении последних пяти лет свидетельствуют о стабильной работе в пределах колебаний, обусловленных экономической конъюнктурой. Если пять лет назад грузооборот не превышал 1,4 млн тонн, то в 2018 году он составил 1,7 млн тонн, в 2019 году – порядка 1,6 млн тонн, а за 9 месяцев 2020 года – 1,3 млн тонн.

Небольшой спад связан с изменением структуры экспорта грузопотока – необработанную древесину постепенно замещает продукция с высокой добавленной стоимостью. К примеру, основной стивидор терминала Пластун – компания «Тернейлес» – в этом году реализует масштабный проект по модернизации перерабатывающего производства и строительству новых мощностей.

Особенности работы каждого из четырех терминалов порта обусловлены экономическими факторами. Рудная Пристань специализируется на перевалке горнорудной и химической продукции, в основном это экспорт борной кислоты, производимой компанией «Бор», и свинцового концентрата компании «Дальполиметалл». Транспортные суда заходят один раз в неделю, их оформление производится в порту Ольга.

Терминалы Пластун и Светлая ориентированы на экспорт лесной продукции в Японию, КНР и Республику Корею, а также на ее отгрузку в другие порты Приморского края для дальнейшей переработки.

Перевалкой рыбной продукции занимаются Ольга, Рудная Пристань и Пластун. За истекшие полгода ее оборот составил более 1 тыс. тонн. Также в связи с развитием новых видов промышленного производства появляются новые направления в перевалке грузов. Например, в Ольге реализуется проект по экспорту мрамора местного производства, в рамках которого были совершены две тестовые поставки в КНР.

Однако стоит отметить, что развитию промышленности и росту грузооборота препятствуют нехватка электроэнергии и отсутствие железнодорожного сообщения: все дороги в порт Ольга и между терминалами – автомобильные, их пропускная способность зависит от погодных условий, в частности от регулярных циклонов.

Вместе с постепенным развитием портовой деятельности растет и уровень портового сервиса. Сегодня буксирное обеспечение судов выполняется во всех терминалах порта, за исключением Рудной Пристани, при этом из 5 имеющихся буксиров 4 принадлежат операторам морских терминалов Пластун и Светлая, по 2 в каждом. В последнее время наблюдается рост бункеровочного сектора. Сейчас бункеровку с использованием автоцистерн осуществляют две компании, ведутся переговоры о приходе на рынок еще одной, которая будет бункеровать суда на рейде.

Одной из главных проблем морского порта являются небольшие глубины. Несколько лет назад за счет стивидоров были проведены дноуглубительные работы в трех терминалах (Пластуне, Рудной Пристани и Светлой), в результате чего существенным образом была увеличена глубина у причалов, например в Пластуне – с 7 до 9 метров. Сегодня планы по дальнейшей модернизации заморожены до улучшения экономической ситуации.

Система безопасности мореплавания

Ежегодно порт Ольга посещает боле1 тыс. судов, преимущественно под российским флагом. За последние пять лет отмечается снижение судозаходов.

Если в 2015 году было 2254 судозахода, то в 2019-м – 1187, а за 9 месяцев 2020-го – 848, что на 17 судозаходов меньше, чем в прошлом году.

Тем не менее, обеспечение безопасности мореплавания в порту выполняется в полном соответствии с законодательством. С технической стороны созданы все необходимые условия для соблюдения требований безопасности мореплавания. Навигационное оборудование находится в исправном состоянии.

Для улучшения системы связи в 2016 году в районе морского терминала Пластун ФГУП «Росморпорт» была введена в эксплуатацию станция ГМССБ. В 2020 году станция начала работу в охвате А2.

География морского порта характеризуется периодическим появлением тайфунов, и это накладывает дополнительные обязанности по обеспечению безопасности мореплавания. Обрушившийся на Приморье тайфун «Майсак» в сентябре этого года не нанес ущерба судам и имуществу порта, поскольку заблаговременно Службой капитана порта были проведены необходимые информационные и координационные мероприятия. Суда переждали напор стихии на безопасном рейде.

С тайфунами связана и еще одна особенность морского порта – посещение его иностранными рыбацкими шхунами, ищущими укрытия от шторма. В 2019 году в порту Ольга укрылась от шторма целая флотилия рыболовных судов из КНДР и нескольких судов из Республики Кореи. О прибытии судов, их количестве, экипажах и грузе было известно заранее. Поэтому все суда были размещены в акватории должным образом.

Совместно с Пограничной службой ФСБ России и Роспотребнадзором Службой капитана порта были выполнены необходимые процедуры контроля. Фактов нарушения законодательства, в том числе в части браконьерства, установлено не было.

Обеспечение и работа Службы капитана порта

В штате Службы капитана морского порта Ольга трудится 18 человек. Со стороны ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Арктики» работа Службы организована на уровне, полностью соответствующем ее функциям и задачам. Терминалы обеспечены необходимым оборудованием, связью и средствами передвижения, в том числе катером. В порту Ольга проведен ремонт помещения Службы, в терминалах обеспечены достойные условия для проживания и работы специалис-тов. Все работники застрахованы по программам ДМС.

Свои особенности имеет работа инспекции госпортконтроля (ИГПК). Большинство из 14 инспекторов работает вахтовым методом, приезжая из других городов. Сменный график организован только в терминале Плас-

тун. Оформление прихода/выхода судов в/из морского порта осуществляется во всех четырех терминалах ежедневно.

С начала 2020 года по сентябрь было проведено 113 осмотров судов, 3 судна задержаны. Основные замечания, приведшие к задержанию: противопожарные средства; герметичность; остойчивость, конструкция и оборудование; навигация. Поскольку лес и химическая продукция – это особые категории грузов, инспекторы ИГПК регулярно проходят специальное обучение, ориентированное на работу с опасными грузами, в подведомственных Росморречфлоту морских вузах Владивостока, Новороссийска и Санкт-Петербурга.

В настоящее время на работу служб порта определенное влияние оказала эпидемиологическая ситуация, связанная с распространением коронавирусной инфекции. Между тем еще до начала всплеска заболеваемости были приняты все предписанные меры по предотвращению распространения инфекции в соответствии с документами и рекомендациями международных организаций, Минтранса, Росморречфлота, профильных государственных служб и краевых властей.

Сотрудники Службы капитана порта полностью обеспечены средствами защиты, выполняется регулярный контроль всех работающих и членов экипажей судов. Работы в порту организованы таким образом, чтобы исключить контакт экипажей и докеров. В результате с начала эпидемии в пределах морского порта не выявлено ни одного случая заболевания коронавирусом.

Морские порты №7 (2020)