Проблема утилизации затонувших судов в бухте нагаева сдвинулась с места

Фото: пресс-службы правительства Магаданской области

Морской порт Магадан расположен в северной части Охотского моря в Тауйской губе и включает в себя участки акваторий в бухтах Нагаева и Веселая. Чрезвычайно удобная для судоходства и потрясающе красивая бухта Нагаева стала колыбелью города-порта Магадана (1929 г.): именно на ее берегах появились первые дома и улицы будущей столицы региона. Отсюда начиналось освоение сурового и богатого края, изучение золотых залежей Колымы.

В рекордные сроки здесь были построены причалы морского порта. Долгие десятилетия жизнь в Магаданском порту не утихала ни на час: шумел, суетился и сиял огнями рыбный порт, работали береговые ремонтные заводы, мастерские, переваливались грузы. Но в 90-е годы прошлого века портовая деятельность и инфраструктура пришли в упадок. Одним из последствий сложного периода, с которым Магаданская область не справилась по сей день, стало захламление акватории бухты Нагаева остовами затонувших морских судов. И только сейчас эта проблема, похоже, сдвинулась с мертвой точки.

Романоз Цхадаия, капитан морского порта Магадан ФГБУ «АМП Охотского моря и Татарского пролива»

Магаданский порт является одним из крупнейших морских портов на северо-востоке РФ. Он располагает 13 причалами, из которых 3 – для перевалки неф-тепродуктов, 2 – для контейнеров и 8 – для других грузов. Порт принимает суда длиной до 200 метров и осадкой до 11 метров. Навигация в порту – круглогодичная: в период ледообразования (декабрь - май) осуществляется ледокольная проводка судов. Общий грузооборот порта в 2019 году составил 1,57 млн тонн.

На сегодняшний день в порту осуществляют свою деятельность операторы морских терминалов ПАО «Магаданский морской торговый порт», ООО «Магаданнефто», ООО «Тосмар», ОАО «Колыматранснефть», ООО «Русс-Олимп».

Мощный импульс

Капитаном морского порта Магадан в рамках исполнения своих функций ранее проводилась большая работа по установлению местоположения затонувших судов и определению их собственников. В «Извещениях мореплавателям» капитаном морского порта были опубликованы списки и установлены сроки для подъема затонувшего имущества, собственник которого неизвестен.

Региональные и муниципальные органы власти многие годы на местном уровне пытались решить проблему установления владельцев затопленных судов, которых суд обязал поднять со дна бухты свое имущество. Поскольку судоподъем – дело дорогостоящее и требующее привлечения квалифицированных специалистов и специального оборудования, судебные решения судовладельцы не исполняли. Кроме того, часть владельцев – юридических лиц – к настоящему времени уже прекратили свое существование.

В 2019 году вице-премьер России Алексей Гордеев, после посещения Магадана во главе правительственной делегации в дни празднования юбилея города, дал поручение профильным ведомствам и руководству Магаданской области оценить объемы средств, необходимых на подъем и утилизацию судов, а Минфину – рассмотреть их выделение. Заместитель главы Минприроды России Владимир Логинов тогда же предложил включить эти работы в федеральный проект «Чистая страна» нацпроекта «Экология». К сожалению, и в этот раз дальше обсуждений дело не продвинулось.

В августе 2020 года мощный импульс решению проблемы затонувших судов дал визит в Магадан премьер-министра России Михаила Мишустина в рамках его «дальневосточного турне». Премьер осмотрел территорию ФГУП «Нацрыбресурс», на которой ранее находился рыбный порт, и точно охарактеризовал увиденное как «кладбище кораблей». Ликвидация этого «кладбища» стала одним из поручений премьера.

С целью исполнения поручения М. Мишустина в порт Магадан прибыл руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта Александр Пошивай. В ходе его поездки состоялось совещание совместно с губернатором Магаданской области Сергеем Носовым, на котором были рассмотрены конкретные вопросы по очистке акватории бухты Нагаева от затонувших судов.

Глава региона заявил, что решать вопрос подъема и утилизации судов необходимо в комплексе с реконструкцией причалов и модернизацией инфраструктуры порта. «Очистка бухты Нагаева – неотъемлемая часть национальных проектов, которые мы реализуем, чтобы улучшить качество жизни колымчан и поднять экономику региона. У нас бесценная, красивейшая бухта, и мы должны заботиться о ее экологии», – подчеркнул губернатор области.

Постановка целей и задач

После обсуждения проблемы стало ясно, с чего следует начинать: необходимо провести водолазное обследование бухты, чтобы в деталях определить координаты размещения затонувших судов, их названия, характеристики и физическое состояние, а также оценить стоимость предстоящих работ.

В первую очередь решено поднимать суда, которые частично находятся над поверхностью воды, затем те, которые могут представлять угрозу для экологии бухты. Министерству природных ресурсов и экологии Магаданской области поручено оценить угрозу ущерба окружающей среде от затонувших судов.

Параллельно с подводным обследованием будет готовиться проектно-сметная документация на подъем судов. Еще один немаловажный вопрос – проведение работ в полном соответствии с законодательством Российской Федерации, что предполагает получение необходимых разрешений и лицензий. Основная проблема в этом вопросе – определение ответственных за подъем лиц: у большинства затонувших судов владелец не установлен либо его уже не сущес-твует.

Очевидно, что судоподъем будет продолжительным – дело это хлопотное, тем более что в Магадане нет компаний, специализирующихся на подъеме судов. Однако эту работу способны осуществить специалисты ФГБУ «Морская спасательная служба» – у организации есть опыт проведения подобных работ. Кроме того, Морспасслужба может взять на себя большинство организационных вопросов, а также разработку необходимой документации.

«Глубины бухты Нагаева позволяют подойти к затопленным судам, чтобы осуществить их подъем. «Морская спасательная служба» может заняться этим. Мы готовы доложить премьер-министру Мишустину наши предложения. У нас есть необходимые технические средства. Мы проанализировали ситуацию на Дальнем Востоке по плавучим кранам и знаем, где их взять», – сказал руководитель Росморречфлота Александр Пошивай, резюмируя свою поездку в Магадан.

Объем работ и перспективы

Во исполнение поручения руководителя Росморречфлота на данный момент Службой капитана морского порта Магадан проведена сверка сведений с региональным Минприроды о количестве и месте нахождения затонувших судов в границах акватории морского порта и общего количества затонувших судов в бухте Нагаева. Проведенной сверкой установлено, что общее количество затопленных судов в бухте Нагаева – 21, из них в границах акватории морского порта – 11, за границами акватории морского порта – 10.

Всего, по неофициальным данным, в том числе по информации дайверов, в прибрежных водах в окрестностях Магадана затоплено порядка 40 объектов, включая подводные лодки.

По затопленному имуществу военного ведомства Министерство природных ресурсов и экологии Магаданской области провело первичные переговоры. Планируется осмотр этих судов, после чего будет принято решение о том, кто их будет поднимать и в какие сроки.

О местонахождении некоторых затоп-ленных объектов знают лишь профессиональные водолазы. Они предлагают не трогать те из них, которые не представляют угрозы экологии и морскому судоходству, оставить их для привлечения туристов-дайверов, которые уже сегодня проявляют к ним большой интерес.

Дайвинг мог бы стать одной из визитных карточек Магадана так же, как и сама бухта Нагаева достойна быть местом притяжения российских и зарубежных туристов. Нужно только, как выразился Михаил Мишустин, провести здесь «генеральную уборку». Тем более что развитие въездного туризма правительство Магаданской области объявило приоритетной целью и намерено делать в данном направлении последовательные шаги.

Эти планы региональных властей, поддержанные федеральным центром, вселяют уверенность в то, что бухта Нагаева наконец освободится от ржавого и опасного хлама и вновь станет одним из красивейших и привлекательных мест Охотского побережья.

Морские порты №8 (2020)