Атомный лихтеровоз "Севморпуть" вернется на повторный ремонт в феврале

После четырёхнедельного дрейфа у берегов Анголы «Севморпуть» со скоростью 10 узлов движется по Атлантике к Петербургу. По расчётам специалистов, к пункту назначения он прибудет не раньше февраля.

"2 декабря судно со скоростью 10 узлов начало движение в направлении порта Санкт–Петербург. Оно обладает всеми мореходными качествами. Ядерная энергетическая установка атомного контейнеровоза работает в штатном режиме", — сообщили "Деловому Петербургу" в пресс–службе ФГУП "Атомфлот", оператора "Севморпути".

Российский грузовоз должен был доставить новый зимовочный комплекс на антарктическую научную станцию "Восток", однако в середине ноября из–за поломки винта пришлось экстренно прервать миссию. В "Атомфлоте" сказали тогда, что была потеряна одна из лопастей вращающегося механизма. Чтобы избежать разбалансировки винта, водолазы удалили перо с противоположной стороны. Из–за неблагоприятных погодных условий работы растянулись на 3 недели. Продолжать рейс с таким повреждением было невозможно.

Среди экспертов не утихают споры о причинах происшествия с лихтеровозом. Последний ремонт "Севморпути" проводился на Канонерском судоремонтном заводе (КСЗ) в Петербурге. В цехах предприятия атомный гигант пробыл с декабря 2019 года по февраль 2020–го. На КСЗ было выполнено более 20 видов работ, в том числе манипуляции с винто–рулевым комплексом.

По оценке экспертов, ремонт насадки и обтекателя гребного винта — это достаточно серьёзное вмешательство в конструкцию, которое при допущении нарушений могло привести к сбою.

"Стандартная схема любого судна — два винта нерегулируемого шага. У “Севморпути” винт регулируемого шага (ВРШ), то есть каждая лопасть, может поворачиваться. Одно дело — выточенная болванка из единого куска металла, другое — когда такой сложный механизм. Его смотрели, делали. Очень может быть, что причиной поломки стал некачественный ремонт", — говорит источник "ДП" в судостроительной отрасли.

На самом КСЗ от комментариев отказались, но подчеркнули, что поломка произошла не по вине завода.

Впрочем, потерять лопасть судно могло и из–за льдов на севере Атлантики. "Скорее всего, лопасть потеряли из–за ледового повреждения. А может, и в Луанде на что–то нарвался. Думаю, что избежать замены лопастей не удастся. По подсчётам, в Петербург лихтеровоз придёт в январе–феврале. Многое зависит от погоды", — рассуждает другой источник.

Фото: ТАСС

История вопроса: 

Атомоход «Севморпуть» не дошел до Антарктиды и возвращается в Петербург