Предложения РРПК по реформе рыболовной отрасли обсудят в администрации президента
У помощника президента РФ Максима Орешкина 24 декабря запланировано совещание по вопросу реформирования рыбной отрасли, сообщил газете «Коммерсантъ» источник на рынке. По его словам, ожидается участие Минсельхоза, Росрыболовства, Минпромторга, Федеральной антимонопольной службы (ФАС), Всероссийской ассоциации рыбопромышленников (ВАРПЭ), а также РРПК. Представитель Росрыболовства Дмитрий Клоков подтвердил, что руководитель агентства Илья Шестаков приглашен на совещание.
Из копий материалов к совещанию следует, что планируется рассмотреть возможность запрета на добычу водных биоресурсов в исключительной экономической зоне РФ судами, построенными в других странах более 30 лет назад и не имеющими мощностей по глубокой и безотходной переработке.
Это позволит обновить 100% флота в ключевых сегментах, привлечь свыше 600 млрд руб. инвестиций и увеличить долю рыбной продукции с высокой добавленной стоимостью с 20% до 80%, сказано в материалах. Для загрузки новых мощностей также предлагается повысить долю инвестквот с 20% до 50%, что позволит увеличить выручку с каждой тонны ресурса на 20–30%, а прибыль — на 50–100%.
Планируется также обсудить вопрос «второго раунда» аукционов на 50% квот на добычу крабов. Это может принести около 130 млрд руб. в бюджет, а также заказы на строительство 35–40 новых краболовов общей стоимостью более 50 млрд руб., сказано в материалах. Тех квот на вылов краба, что были получены на аукционах в 2012–2017 годах, мера не должна коснуться.
Эти инициативы перекликаются с теми предложениями по реформе отрасли, которые РРПК направляла премьеру Михаилу Мишустину в июле. По словам источника «Коммерсанта», вопросы к совещанию у Максима Орешкина также были разработаны при участии компании.
Между тем другие участники рынка относятся к предложениям критически.
Заместитель директора УК «Норебо» Сергей Сенников полагает, что указанные цифры экономической выгоды «ни на чем не основаны», а предлагаемые меры «никак не коррелируют с заявленными целями». В США, к примеру, тоже вводили запрет на промысел в национальных водах с использованием судов, построенных вне страны, что привело к отставанию уровня развития судостроения и росту стоимости американских судов, подчеркивает он. Требовать наличие на всех судах оборудования для глубокой переработки также нелогично, так как в этом случае непонятно, какие суда должны поставлять сырье на береговые заводы, добавляет топ-менеджер. О каком-либо злоупотреблении ЕСХН в отрасли говорить странно, продолжает Сергей Сенников, напоминая, что предприятия платят НДС и, в отличие от сельского хозяйства, никаких субсидий не получают.
Фото: Алексей Смагин / Коммерсантъ